ВРУБЕЛЬ Дмитрий (dmitrivrubel) wrote,
ВРУБЕЛЬ Дмитрий
dmitrivrubel

"Дневник художника" в ЦДХ на Московской биеннале. История вопроса

Коммерсантъ - Weekend  // от 16.02.2007

Выставка "Дневник художника" – специальный проект Московской биеннале, предложенный Маратом Гельманом. Замысел проекта возник довольно давно и успел претерпеть примечательную эволюцию. Изначально господин Гельман собирался сделать выставку под намеренно провокативным названием "Новые плохие". Художники должны были предстать этакими антигероями современного общества, непонятыми и озлобленными. Проект задумывался как иронический и трагикомический. После того как в галерее Гельмана произошел погром, а сам галерист был избит и оказался в больнице, проект получил куда более серьезное и экзистенциальное рабочее название – "Искусство или смерть". Теперь он должен был стать высказыванием о том, что художник (а в данном случае и галерист) просто не может не заниматься творчеством, даже если его жизни угрожает реальная опасность. Впрочем, как рассказывает сокуратор "Дневника художника" Александр Панов, потенциальные участники выставки поняли тему несколько превратно и предложили проекты в "некрореалистическом" духе. Марат Гельман был явно не в том настроении, чтобы оценить черный юмор. Концепция, а вместе с ней и название были переформулированы еще один раз. Проект стал называться "Дневник художника" и представляет собой собрание индивидуальных манифестов, размышлений о том, почему именно участники данного проекта занимаются искусством и каково им быть художниками в современном мире. Как сказали бы раньше, "Дневник художника" – это собрание "автопортретов на фоне эпохи".

Наиболее буквально эту идею воплощает Дмитрий Врубель. Его автопортрет в виде мертвецки пьяного бомжа на фоне фотографии с похорон Брежнева с подписью "Последнее время я часто думаю, что на мои похороны никто не придет". Или портрет Александра Литвиненко на больничной койке с подписью "Когда у меня творческий кризис, я все время лежу на диване, не могу встать, очень плохо себя чувствую".
 
Своей вполне реальной болью готовы поделиться и другие участники проекта. Главные комики российской арт-сцены "Синие носы", например, расскажут, чего им стоят те перформансы с запуском фейерверков из штанов, которые они периодически устраивают: видеозаписи представлений дополняются снимками обгоревшей одежды и ожогов. А концептуалист Юрий Альберт представлен абстрактными картинами, написанными собственной кровью художника.
 

Впрочем, не все участники проекта переживают свою жизнь в искусстве как сплошную боль. На выставке есть и куда более лирические "дневниковые записи". Алексей Каллима специально для проекта создал огромное панно "Мокрый асфальт": гиперреалистическое изображение всего того, что художник ежедневно видит у себя под ногами. Павел Пепперштейн представил свои самые что ни на есть подлинные дневники, которые он вел в Крыму во время написания своих романов. А в "дневниках" его старшего коллеги по московскому концептуализму Никиты Алексеева, несомненно, узнает себя каждый зритель: ведь свои рисунки и заметки художник нацарапал на зеркалах.

http://www.kommersant.ru/application.html?DocID=742414

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment